Всякое самоубийство — это возвышенная поэма меланхолии
Posts with tag хеллер

«

Лучше, к примеру, не знать, в какие именно игры играют в компаниях, куда ходит по вечерам моя подрастающая дочь, какие сигареты там курят, какие цветные шарики нюхают или глотают. Когда появляются полицейские машины, я не хочу знать, что их привело сюда, хотя радуюсь, что они прибыли, и надеюсь, они прибыли вовремя, чтобы сделать то, ради чего явились. Когда приезжает «скорая помощь», я предпочитаю не знать, за кем она. И когда утонет ребенок, или попадет под машину или под поезд, я не хочу знать, чей это ребенок, - а вдруг мой...»
— Джозеф Хеллер, «Что-то случилось»
«Что-то случилось», Джозеф Хеллер
1800 страниц в электронном виде, очень много месяцев безрезультатного чтения.

Сразу признаюсь честно, что это одно из немногих произведений, которые я не смогла дочитать. Для меня этот роман оказался слишком своеобразным, следовало уделить ему в разы больше внимания, но у меня не хватило смирения и усидчивости. Особенно удручал темп повествования: открытый монолог протагониста оказался слишком монотонным и сверхразмеренным. В общем, совсем не то, чего ожидала. Хотя в этом вина исключительно моя, нельзя судить автора по одному удачному произведению (имею в виду бесконечно прекрасный роман «Уловка-22»).

О чем же, собственно, роман. Да о жизни он, о всей жизни главного героя, о его погоне за мечтами и удовольствиями в условиях высокой конкуренции и жажды потребления. То ли он страдает от кризиса среднего возраста, то ли его разочарование куда глубже, но его откровенно раздражает все, что его окружает, хотя он добился немалого. И еще его раздражает его семья, в которой жена больше не такая, дочь уже не такая, а сын, возможно, будет таким, как надо, но вряд ли. И, конечно же, его раздражает вся та жизнь, которую он сам для себя выбрал — роль «успешного человека». Боль от неверно принятых решений и ошибок прошлого приходит только со временем, когда уже ничего нельзя исправить. Такая вот ирония судьбы, которая ждет каждого из нас.

Взлеты и падения — неизменные спутники человека, и к чтению эта простая истина относится не меньше, чем ко всему остальному. Поэтому не стану останавливаться на столь печальной ноте, впереди меня ждут еще как минимум пять работ руки Джозефа Хеллера. Только тогда окончательно определюсь, мой это автор или нет.

Порой атмосферно.
Под любое настроение.
3/10.

«В Отделе распространения у меня есть сослуживец, с которым я раза два в месяц обедаю, но я от души желаю ему сдохнуть.»

«Однажды, в недалеком будущем, кто-нибудь, возможно, сбросит на нас бомбы. Я закричу:
- Небо рушится! Нас бомбят! Горим! Конец света! Мир гибнет!
А моя жена в ответ скажет:
- Нечего повышать на меня голос.»

«В такие минуты она поистине несчастна. Будь она мне чужая, у меня бы сердце разрывалось.»
Что-тоСлучилось
«Уловка-22», Джозеф Хеллер
2000 страниц в электронном виде, полмесяца чтения.

Один из лучших романов, которые я вообще когда-либо читала. Действие развивается на островке около Италии во время Второй мировой. С первых страниц читатель попадает в водоворот армейской жизни американских солдат. В романе действительно много героев, каждый из которых представляется нам определенным образом ровно до тех пор, пока мы не ознакомимся с его жизнью до войны. События в большинстве своем раскрываются как раз через жизненный путь герое, через флешбеки, благодаря чему повествование напоминает фильм.
Нетипичное произведение для послевоенных лет, так как в нем напрочь отсутствует восторг от победы и уничижение противника. В «Уловке-22» противник солдат — их же армейские верхи, ведущие войну нелогично и действующие исключительно из личных побуждений.
На протяжении всего чтения мы сталкиваемся то с солдатом, сидящим на дереве, то с голым при построении. Мы видим скрывающегося майора, живущего дикарем рядового, изгнанного из-за нефти индейца. Это все кажется смешным и нереальным на первый взгляд. Но этот названный абсурдизм имеет более чем логичное обоснование. Нелогичной все равно остается сама суть войны, сводящая с ума солдат. Главного героя Йоссариана можно считать сумасшедшим за все его выходки, но на самом деле это бунт против бессмысленности и жестокости.
В произведении выражение «уловка-22» — это невозможность отказаться от боевых вылетов. По сути это изощренный ультиматум измученным и изможденным солдатам, которым обещали отправку домой — отправку, которая никогда не произойдет. Выражение вошло в обиход у американцев и сейчас означает сложную запутанную ситуацию.
Если бы не программа по литературе, то вряд ли бы узнала о романе. Это однозначно то, что следует прочитать, хотя бы из-за легкого языка и интересного сюжета. Но это, конечно же, многогранное произведение, которое очень легко прочувствовать. Один из лучших романов, которые я вообще когда-либо читала[2].

Атмосферно.
Под настроение.
Послевкусие — надежда и непринятие ситуации.
10/10.

«Некоторые люди страдают врожденной посредственностью, другие становятся посредственными, а третьих упорно считают посредственностями.»

«Он всегда жалел людей, чьи недостатки были не очень велики.»

«Ночь была полна ужасов. Ему подумалось, что он понял ощущения Христа, когда тот шел по миру, как психиатр проходит через палату, набитую безумцам, как обворованный — через тюремную камеру, набитую ворами. Ах, как бы он хотел увидеть прокаженного!»

«Удивительно, как часто люди, оставив деньги, думают, что тем самым они исправили зло.»
Уловка-22

«

Ему говорили: "Семь раз отмерь, один раз отрежь" - он семь раз мерил, потом резал. Ему говорили: "Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня" - и он не откладывал. Ему говорили: "Не убий" - и он не убивал, покуда не попал в армию. Там ему велели убивать, и он убивал. »
— Джозеф Хеллер, "Уловка-22"