Всякое самоубийство — это возвышенная поэма меланхолии
25 November
«Кнульп», «Курортник», «Степной волк», Герман Гессе
400 страниц в печатном виде, 1.5 недели чтения.

Начала читать этот сборник совершенно не запланировано и в кратчайшие сроки до возвращения в библиотеку, поэтому поторапливалась. Конечно же имя Гессе мне было известно ранее и по «Сиддхартхе» (люблю и уважаю), и по «Степному волку» (только о его существовании). Произведения оказались полны очень интересных, но и очень объемных цитат. Загибала едва ли не каждую страницу, особенно в последней работе. Но начнем, пожалуй, по порядку.

«Кнульп» - первое произведение сборника, отличающееся от двух последующих и манерой, и стилем написания. Из трех понравилось больше всего именно оно. Дважды возвращалась к некоторым моментам, чтобы попытаться прочитать между строк и примерить на свою жизнь. Так как это история про странника, автор описывал остановки его путешествий. Несмотря на то, что он не углублялся в дотошное изображение окружающего, настроение чистой природы чувствовалось настолько, что еще бы чуть-чуть и я бы уловила запахи травы и цветов. Очень атмосферная работа.
«Вообще странная вещь — желания. Если бы мне сейчас достаточно было кивнуть, чтобы стать тем мальчонкой, а тебе достаточно было бы кивнуть, и ты бы стал тем ласковым кротким стариком, я уверен — ни один из нас не кивнул бы. Мы предпочли бы оставаться такими, каковы мы сейчас.»
«Самое прекрасное — оно таково, что от него всегда чувствуешь не только удовольствие, но и печаль и страх.»

«Курортник» - автобиография Гессе, рассказ о его пребывании в санатории в Бадене. Сначала чтение увлекло, но интерес пропал довольно быстро. Однако стоит отметить разнообразных колоритных персонажей, описанных в нем. Не знаю, настоящими ли были те люди или нет, то монтировать их в своем воображении было забавно. Если честно, атмосферой проникнуться не удалось. Да и цитат не выписала оттуда.

«Степной волк» - самая известная работа Гессе с самым красивым стилем написания. Витиеватые длинные описания, изобилие метафор и сравнений — все как нужно, в общем. К тому же, это «книга в книге». Атмосфера непередаваема, она поглощает с головой с самых первых строк. Чего стоит один театр, открытый «только для сумасшедших»! Для того, чтобы разобраться в этом произведении, нужно читать очень медленно и вдумчиво. В «Степном волке» достаточно большое место отведено вопросу суицида. Никогда раньше не могла я воспринять такой вещи, однако после прочтения мне открылись те истины, которые известны самоубийцам, все те чувства, с которыми они о нем думают, но так и не решаются совершить. Довольно важное открытие лично для меня. Часть про тот самый театр, в который пытается попасть главный герой, поразила мое воображение.
«Возвратиться к вселенной, отказаться от мучительной обособленности, стать богом — это значит так расширить свою душу, чтобы она снова могла объять вселенную.»
«В начале вещей ни невинности, ни простоты нет; все сотворенное, даже самое простое на вид, уже виновно, уже многообразно, оно брошено в грязный поток становления и никогда, никогда уже не сможет поплыть вспять.»
«Ведь человек есть не нечто застывшее и неизменное…, а есть скорее некая попытка, некий переход, есть нечто иное, как узкий, опасный мостик между природой и духом.»

Сложно, конечно, сравнивать все три работы. «Степной волк» вызвал у меня бурю эмоций, но все же ближе оказался именно «Кнульп». В этом рассказе я почему-то чувствовала бесконечную нежность.

Про атмосферу написала отдельно для каждого из произведений выше.
Под любое настроение, но больше склонна к задумчиво-сосредоточенному.
Послевкусие от «Кнульпа» - спокойствие от завершенного дела; от «Курортника» не было; от «Степного волка» - напряженность.
В целом 10/10.
СтепнойВолк